Мысли под январским дождём. Новая заметка научного консультанта нашего орнитологического отдела, к.б.н. В.И. Грабовского
Климат меняется и это твердо установленный факт, верите вы в него или нет. Более того, практически не остается сомнений в том, что текущие изменения климата – антропогенны. Иными словами – результат нашей с вами деятельности. Слова скепсиса в отношении панических настроений основанные на утверждении о том, что климат на земле был и потеплее нашего и такое случалось не раз – мало утешают по двум обстоятельствам. Во-первых, той скорости, с которой меняется климат сейчас – не было никогда и это не позволяет биоте адаптироваться к новым правилам игры. Результат – массовое вымирание видов. И, во-вторых, изменения среды, следующие за изменениями климата, затрагивают лично нас с вами. Ну, скажем, затопление части суши в потепления предшествующих эпох приводило лишь к изменению формы береговой линии, и изменению структуры и характера локальных экосистем, а аналогичные изменения в текущем потеплении, учитывая их скорость и масштабы, могут привести к совершенно катастрофическим последствиям. Представьте себе поднятие уровня мирового океана на метр и последующее за этим затопление низинных частей побережий, где сосредоточена огромная часть человеческих поселений. Какое отношение все эти рассуждения имеют к птицам, спросите вы? А вот какое. Птицы городов и других человеческих поселений, управлением популяциями которых занимается наша компания, реагируют на текущие изменения климата, и мы должны быть готовы к возможным последствиям таких реакций. В этой заметке мы лишь обозначим возможный характер таких изменений, а в последующих, наполним содержанием и примерами выделенные пункты.
- Сокращение биоразнообразия. Этот аспект, вероятно, больше коснется природных сообществ и, в меньшей степени, антропогенных. Более того, неблагополучие природных экосистем, может привести к появлению в фауне городов новых видов, вытесненных природными катастрофами из их привычных местообитаний. Это могут быть как временные инвазии видов в города, так и появление новых видов в городских сообществах. Здесь нам следует решить: хотим мы этого или нет.
Если не хотим, то следует и далее придерживаться наметившихся тенденций в градостроительстве и обустройстве урбанистических территорий, где нет места естественным ландшафтам и биоразнообразие искусственно сведено до минимума (рулонные одновидовые газоны, экзотические для данной местности декоративные растения и т.д.). На этом пути мы уже прошли немалый путь, и исчезновение воробьев из городского ландшафта – тому свидетельство.
Если хотим, то следует оставлять в городском ландшафте рекреации с мозаикой природных экосистем – луговых, кустарниковых, древесных, водно-болотных. Они не всегда удобны для прогулок, зато будут прибежищем для многих городских и не только птиц.
- Сокращение численности птиц. В последние десятилетия наметилось значительное сокращение численности лесных птиц по всей Европе. Отчасти это связывают с изменением породно-возрастного состава лесов в результате нашей деятельности, но в большей степени с изменением климата. Эти изменения коснулись как резидентных (зимующих птиц), так и ближних и дальних мигрантов. Исключение составляют большие синицы и лазоревки, чья численность не только не сократилась, но, в некоторых местах несколько возросла. Это и понятно. Это обитатели широколиственных и смешанных лесов с большой экологической пластичностью и потепление климата в Европе им на руку.
- Массовые заболевания и гибель птиц. Тоже очевидное следствие системных перестроек. Нарушения природного баланса способствуют быстрому распространению инфекций. Ослабленные неблагоприятным климатом и нарушением биологических циклов популяции птиц подвержены заболеваниям, а миграционные привычки перелетных птиц – быстрому распространению инфекций на огромных пространствах. Так, птичий грипп, возникнув в Юго-Восточной Азии в течение одного сезона распространился по всей Евразии.
- Появление несвойственных данной местности птиц. Это могут быть обитатели более южных регионов, так и завозные экзотические виды. Так, в некоторых городах США и Европы круглогодично уже несколько десятилетий живут сбежавшие из клеток попугаи. Не удивлюсь, если в скором времени стаи попугаев будут летать по Москве…
Таким образом, для того чтобы пережить предстоящие изменения мы сами должны измениться, иначе наша участь может стать столь же печальна, как участь тех, кто жил на Земле когда-то и измениться не смог…
В.И. Грабовский