Крысы и экономический ущерб (исследование)
Исследователи всегда проявляли огромный интерес к вопросам, связанным с жизнедеятельностью грызунов. Однако экономический вред, наносимый крысами, в частности широко распространенной серой крысой (пасюком), на сегодняшний день – сфера, которая недостаточно изучена. Между тем размеры ущерба, наносимого активной деятельностью этого синантропного грызуна, постоянно растут – пропорционально расширению географии вредоносной деятельности крыс.
Американские ученые еще тридцать лет назад подсчитали, что размер убытков, наносимых серыми крысами на территории США, составляет порядка 300 миллионов долларов ежегодно. В Великобритании – 15 миллионов фунтов стерлингов, во Франции – 15 миллионов евро. Ущерб оценивали даже на Кубе, в то время как в бывшем СССР этой животрепещущей теме было посвящено всего несколько научных работ – В. Лялина, В. Судейкина, В. Соколова, датированных 1983 и 1986 годами.
Оценка ущерба, наносимого пасюками, оценивается по нескольким параметрам:
1.показатели ежедневного рациона по весовым категориям грызунов;
2.средняя стоимость питания;
3.плотность крыс на конкретную единицу площади;
4.годовые и сезонные колебания численности.
Чтобы уточнить данные по кормовой базе, советский ученый В. Соколов со своими коллегами провел ряд исследований. Грызунов содержали парами в клетках и группами в специальных вольерах. Кормовая база была представлена типичными продуктами: хлебом, кашами, мясом, овощами. Остатки продуктов взвешивались каждые сутки. По подсчетам, и парные, и групповые грызуны съедали в среднем по 57 граммов. Нужно заметить, что грызуны отдают предпочтение качественной пище: эту особенность обязательно следует учитывать при проведении работ по дератизации. На момент проведения эксперимента средняя стоимость рациона пасюка составляла порядка 20 копеек за килограмм (цены указаны на период 1986 года, когда было проведено исследование).
Исследователи просчитали, что плотность серых крыс в населенных пунктах составляет одну особь на квадратный километр, то есть на площади в 1000 квадратных километров обитает тысяча крыс. Если за день одна особь потребляет 60 граммов пищи, то за год – 21,9 кг. Выходит, что за год крысы только одного города съедают 22 тонны провианта. Двадцать пять лет назад ежегодный ущерб, который серые пасюки одного города наносили экономике государства, составлял 4,4 тысячи рублей.
Оценивать размеры ущерба по территории всего Союза можно было весьма условно, потому что реальные показатели площадей, занятых под застройки, в специальной литературе не отражены. По распространенным данным, под жилые застройки в Союзе было занято не меньше 10 миллиардов квадратных метров. Значит, ежегодно уничтожалось 220 тысяч тонн продуктов питания.
Но ведь понятно, что в местах высокой концентрации серых крыс убытки гораздо больше. Ведь авторы того же научного исследования подсчитали, что на территории одного только мясокомбината может обитать порядка 9 тысяч пасюков. Правда, при питании исключительно мясом дневной рацион может снижаться вдвое и составлять 30 граммов. Только за один год и в пределах одного мясокомбината серые пасюки поглощают порядка 90 тонн мяса, что на тот момент в денежном эквиваленте составляло 135 тысяч рублей.
Ученые оценили и размеры убытков, которые наносят серые крысы в морских и речных портах, площадь которых в то время составляла 49 млн квадратных метров. Номинальная плотность крыс в этих местах – 2 единицы на каждую тысячу метров. Следовательно, во всех портах Союза обитало 98 тысяч особей, которые ежегодно съедали 2,2 млн тонн провианта общей стоимостью около полумиллиона рублей.
Русский исследователь В. Лялин оценивал экономический ущерб от деятельности пасюков на территории Западной Сибири. Он учитывал стоимость съеденной, а также испорченной продукции сельского хозяйства, приведенных в негодность товаров промышленной группы, расходы, связанные с мероприятиями по борьбе с серыми крысами. В ходе своих исследований автор установил, что только в двух областях – Томской и Тюменской – крысы за год приводили в негодность 0,1 % общей площади половых покрытий. Средний ущерб в денежном эквиваленте составлял две копейки на одну особь.
В материалах исследователей В. Антонюка и Н. Ольковой, посвященных той же теме, оценивается ущерб от вредоносной деятельности пасюков в Сибири и на Дальнем Востоке. В качестве примера приводится иркутская молочная база, где крысы умудрились разрушить теплоизоляцию холодильной камеры. Ущерб на тот момент оценили в 150 тысяч рублей. Пасюки прогрызли проходы в стенах холодильной камеры: расход электроэнергии, необходимый для создания оптимального температурного режима, резко возрос. На территории базы пасюки поедали сливочное масло и сыр, причем, как отмечали сотрудники предприятия, выбирали продукцию высшего сорта. В бочках, где содержались сырные полуфабрикаты, пасюки выгрызали содержимое, а сверху оставляли тонкий пласт.
Пропорционально экономическому развитию северных областей Сибири отмечается рост пищевой промышленности, прежде всего мясной. Поголовье скота увеличилось в три раза, птицы – в девять. Стремительно вырос и поток грузов, перевозимых речным транспортом. В частности, объемы речных перевозок в Ленском бассейне возросли почти втрое за счет увеличения поставок зернового фуража и комбикормов, предназначенных для кормления скота. Сибирь столкнулась с проблемой дефицита складских помещений для хранения этих запасов. В итоге комбикорм складировался на открытых площадях или в старых контейнерах. А это благоприятная среда обитания для грызунов, которая также способствует их размножению. Из Ленского бассейна началась экспансия пасюков в северо-восточные районы Сибири. Крысы доставили много проблем, приведя в негодность две трети мешков с фуражом и комбикормом.
В 1984 году на торговой базе поселка Осетрово хранилось 126 тысяч мешков с комбикормом. Практически все они были повреждены крысами. В то время стоимость мешка составляла 1,5 рубля. Экономический ущерб превысил 150 тысяч рублей. При этом комбикорм просыпался на пол и на землю, часть его перемешалась с грязью, пылью, что делало невозможным его дальнейшее использование по целевому назначению.
Всего пришедшего в негодность в результате просыпания комбикорма оказалось 25 тонн, что в денежном выражении составило порядка 4 тысяч рублей. Подытоживая, можно сказать, что тысяча особей пасюков, орудуя на одной крупной торговой базе, наносила ущерб в 155–160 тысяч рублей и более.
Экономический вред, который наносят серые крысы Москве, в свое время подсчитывал русский ученый В. Судейкин. По его мнению, в 1951–1980 годах дезинфекционисты отловили и отобрали в общей сложности 615 тысяч крыс, которые за эти годы нанесли бы столице ощутимый ущерб.
В животноводческих комплексах, если рассматривать только свинофермы, крысы уничтожают каждый год порядка 500 тысяч тонн кормов. Тридцать лет назад ущерб составлял порядка 80 млн рублей, а общая сумма убытков, которую несло советское животноводство, достигало 160 млн.
Серые крысы не только съедают продукты питания, но и загрязняют их своими испражнениями. Дать точную оценку сумме ущерба, как и вывести средний вес приведенных таким образом в негодность продуктов, сложно. Есть данные, что один грызун за год выделяет почти 25 тысяч частиц кала, а суточная норма мочи на одну особь составляет порядка 30 мл. По имеющимся результатам исследований, одна серая крыса в состоянии ежедневно привести в негодность своей мочой тысячу крупинок.
Исключительно порчей продуктов питания ущерб, который наносят государственной экономике крысы, не ограничивается. Обратимся к примеру Соединенных Штатов. Почти 20 % возгораний, оборачивающихся масштабными пожарами, являются следствием повреждений электрических кабелей вредными грызунами. В свое время в Японии по этой же причине продолжительное время нарушался график движения электропоездов. А в Иране крысы добрались до подземных коммуникаций, где нарушили линии связи. В результате действий грызунов в течение нескольких дней в большинстве учреждений и жилых домов телефонная связь отсутствовала. Регистрировались случаи приведения в негодность и проводов в авиалайнерах, что чревато катастрофой.
Подземным сооружениям крысы наносят ощутимый урон. В канализационных сетях оборудованы сотни нор прямо в коллекторных стенках, что ускоряет процесс разрушения, провоцирует протечки стоков, обвалы. Крысы представляют опасность и в горнодобывающей промышленности, где могут повредить изоляцию, а также нарушить целостность упаковки и оболочки взрывчатки. При детальном обследовании угольных предприятий Донбасса специалисты не раз находили оболочки детонаторов, поврежденные крысами. Следы присутствия пасюков обнаруживались и на ящиках взрывчатых веществ, которые хранятся на производственных складах.
Ущерб от серых крыс бывает и косвенным, если, например, повреждена герметическая упаковка приборов и оборудования, находящегося на складе. А это уже приводит к порче имущества. Обитая в животноводческих комплексах, пасюки выгрызают в полах многочисленные отверстия, в результате чего скот ломает конечности, проваливается крысиные норы. Аварии на электрических подстанциях влекут за собой отключение электроснабжения, без которого невозможна нормальная работа предприятия.
По статистике одной лишь пожарной части Сахалина, за проанализированные десять лет виновниками возгораний в 15 % случаев были именно пасюки. Крысы легко перегрызают даже четырехжильный кабель в плотной защитной изоляции. В Иркутске регистрировались случаи массового приведения в негодность стен в жилых помещениях, электрической проводки, а также носильных вещей.
Каковы же причины, по которым серые крысы приводят в негодность коммуникации, технические изделия и другие материалы? Ученые перечисляют следующие факторы.
Крыса расчищает путь к пище
Это самая распространенная причина. Именно голод и стремление преодолеть любые препятствия на пути к источнику корма являются движущей силой. На пути к пище крыса в состоянии прогрызть отверстия в полах, стенах, повредить кабели, тару, упаковку и многое другое.
Строительство нор
В качестве строительного материала для обустройства своей норы серые крысы используют любые подручные материалы. Это может быть бумага, ткань, пленка, пенопласт и т. д. Исследователи обнаруживали в крысиных норах вдоль железнодорожной насыпи тряпки, спичечные коробки, бумажные обрывки, которые пасюки, скорее всего, извлекали из мусора, выбрасываемого пассажирами из вагонов. В ходе проводимых экспериментов пасюки нередко выбирали для строительства нор изоляционный слой кабелей, резину, тонкие виды проволоки. При дефиците естественных материалов для обустройства норы, особенно если он приходится на период размножения, у особей отмечается повышенная грызущая активность.
Стачивание резцов
У серых крыс есть потребность периодически стачивать резцы. В течение недели верхние зубцы увеличиваются на 2,5 мм, а нижние – на 3,5 мм. Показатель твердости эмали на резцах пасюков составляет 5–5,5 по шкале Мооса. Если в качестве сравнения рассматривать свинец, то его показатели по той же шкале равны 1,5. У цинка они составляют 2,5, а у железа – 4,5. Превосходит по твердости резцы пасюков только кварц, который по шкале Мооса имеет твердость 7,0. Понятно, что интенсивный рост обусловливает потребность грызунов стачивать излишки об окружающие предметы.
Повышенная активность
Повышенная активность – еще одна распространенная причина приведения в негодность материалов, продуктов и коммуникаций. При любой стрессовой ситуации, а также в периоды резкого увеличения численности популяций, обостряется борьба за выживание (поиск и распределение кормов, территорий для строительства нор). В этой связи активность крыс и потребность грызть предметы увеличиваются.
Цепная реакция
Иногда серые крысы ведут себя неадекватно, особенно когда изучают новые территории и объекты. В данном случае срабатывает цепная реакция: если одна особь грызет какой-либо предмет, подобная активность проявляется и у других. Чаще всего объектами крысиных посягательств становятся стены, полы, особенно стыковочные и угловые части – те места, откуда удобнее всего начинать грызть.
Стойкость материалов
Устойчивость конкретных типов материалов к повреждениям, в том числе грызунами, рассматривается в двух плоскостях. Биологическая стойкость подразумевает механическую прочность материала в сравнении с крысиными резцами. Как правило, рассматриваются максимально возможные показатели, характерные для крыс в ситуации стресса. В спокойном состоянии крыса не трогает прочный материал, если он в ее глазах выглядит непривлекательным. В этом случае следует рассматривать экологическую стойкость.
Изучение стойкости осуществляется тремя способами: принудительным, свободным и стимулирующим. При принудительном способе взрослые особи помещаются в клетку определенного размера, которая поделена на две части: в одной – корм, а во второй – гнездо. В перегородке есть небольшое отверстие – 10 х 10 см, но оно закрыто герметичной пластинкой. Воду участники эксперимента получают в неограниченном количестве. Сам опыт продолжается в течение суток. Степень повреждений оценивается по пятибалльной шкале:
0 – без повреждений;
1 – есть следы резцов на поверхности;
2 – покрытие или поверхность имеет повреждения;
3 – повреждения значительные, но без прогрызенных частей;
4 – есть прогрызенные отверстия.
Если повреждения соответствуют оценкам 2, 3, 4, то исследуемый материал, из которого выполнен образец, автоматически относится к разряду неустойчивых.
Методика свободного выбора состоит в расселении группы особей в бокс, где воспроизведены максимально приближенные к природной среде условия. Крысы находятся в помещении в течение пятнадцати дней, после чего специалисты оценивают устойчивость материала, из которого этот бокс выполнен.
Метод стимулирования дополнительно предусматривает наличие перегородки из образца исследуемого материала, который преграждает пасюкам путь к более вкусной пище. При этом повседневная еда и вода в боксе находятся в достаточном количестве.
Вероятность повреждений и их степень во многом зависят от поверхности материалов, а также их структуры. Крыса быстро и легко разгрызает обычный пенопласт. Однако перегородки из того же материала, покрытые эпоксидной шпатлевкой, пасюки одолеть не смогли, потому что по гладкой поверхности крысиные резцы скользят.