English

НовостиПодмосковные леса очистят от короеда-типографа

Подмосковные леса очистят от короеда-типографа

Все мы помним, как аномальная жара лета 2010 года привела к сильнейшим лесным пожарам. Вслед за огнем уничтожать подмосковные леса принялся короед-типограф. Мягкая зима и ранняя весна, жара и засуха создали благоприятные условия для размножения и распространения вредителей. Кроме того, системная работа по охране и защите лесов не проводилась. В итоге, в настоящий момент короед распространился по всем старым ельникам, а гибель деревьев оценивается в 70 тысяч гектаров лесов Московской области. Что же можно сделать, как спасти наши леса от вредителей?

На сегодняшний день не существует эффективных химических методов борьбы с насекомыми, живущими под корой и единственным эффективным методом борьбы с короедом остаётся проведение санитарных рубок не только погибших деревьев, но и только заражённых типографом. Такие жёсткие меры продиктованы особенностями биологического цикла типографа, который не превышает 70 дней. В теплое время года жук успевает дать 3 поколения, стремительно распространяющихся на всё новые территории.

 Еще одна причина стремительного распространения жуков вредителей – снижение численности насекомоядных птиц из-за повышения световых и шумовых нагрузок. Птицы вынуждены искать более спокойные места. Необходимы серьёзные меры по привлечению птиц, в частности увеличение числа искусственных гнездований (скворечников, синичников и дуплянок) до не менее 70 на 1 гектар леса.

По мнению председателя Комитета лесного хозяйства Московской области Евгения Трунова, численность короеда-типографа  в этом году должна пойти на спад. Для выявления участков, подлежащих санитарной рубке будут использовать феромоновые ловушки.

Вслед за короедом-типографом лесам Московской области стал угрожать ещё один вредитель - шелкопряд-монашенка. Масштабы бедствия сопоставимы с короедом: на сегодняшний день обнаружены комплексные очаги шелкопряда на площади 181 тысяча гектаров от Москвы на юго-восток до Шатуры.

В отличие от жука-короеда, который питается только елью, шелкопряд-монашенка практически всеяден. Гусеница шелкопряда поедает молодую распускающуюся хвою еловых побегов, а также старую сосновую хвою. Он может объесть дерево целиком на 100%, оставив только голый ствол. Если же монашенка съела весь хвойный лес в округе, то она переселяется на лиственные породы деревьев.

В очагах массового размножения и при недостатке пищи гусеницы шелкопряда спускаются на травянистый покров и поедают низовой кустарник. Кроме того, если короед может пролетать совсем небольшие расстояния, то бабочка шелкопряда разлетается очень далеко. В период вспышки размножения она за один год поражает более ста тысяч гектаров леса. Одна самка монашенки откладывает примерно 200 яиц.

Для борьбы с шелкопрядом-монашенкой применяются не рубки, а прогрессивный биологический метод борьбы. Во Всероссийском НИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства в подмосковном Пушкино выводят колонии насекомого-энтомофага –китайского эулофида, который уничтожает шелкопряда. Эулофид откладывает яйца в личинке и куколке шелкопряда, где они развиваются, а шелкопряд погибает. Потом переселяется на следующие куколки и уничтожает их практически полностью. А когда становится нечего есть — погибает сам. В прошлом году в Бородинском лесничестве, в очаге размножения монашенки, где ей поражено около 60 гектаров леса, было выпущено на свободу 30 тысяч особей «истребителя». Результаты превзошли все ожидания: насекомое прекрасно справилось с шелкопрядом.

 В 2014 году таким способом предполагается локализовать очаги шелкопряда-монашенки в Виноградовском, Орехово-Зуевском, Егорьевском, Луховицком и Ступинском лесничествах.